Церковные записки (требы)
Кого можно поминать в записке?
В церковной записке можно указывать имена тех, кто крещен в Православной Церкви.
Какие бывают записки и чем они отличаются?
Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей) и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).
Записки делятся на две категории:
- разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,
- и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.
Простую записку (проскомидию) во время Литургии читает алтарник (помощник священника).
Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).
Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.
Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).
Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).
Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.
Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!). Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.
Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.
Как правильно оформлять записку?
Вписываем одно за одним в столбик имена в родительном падеже, в полном церковном имени. То есть примерно так: Сергия, Ольгу, Алексия, а не так: Сережу, Олю, Лешу.
До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Если пишется за священнослужителя, то прибавляется впереди имени его чин, например, за прот. Романа).
Если подается записка с именем болящей, то прибавляется перед именем бол. Например, бол. Татианы.
Люди, за которых подаете записки, должны быть крещены в православии, и вписывать надо их имена, соответствующие святцам (с каким именем крестили). Например, не Алла, а Ангелина, не Генрих, а Геннадий, не Леся, а Елена).