Настоятели
Роман Горелов
С 27 мая 2002 г. настоятелем Храма Пресвятой Богородицы в селе Недельном является протоиерей Роман Горелов.
Две судьбы: храм и человек
Древние римляне говорили: «Homo homini – lupusest» («Человек человеку – волк»). С тех жестоких времён многое изменилось… Теперь, как написал в своей книге один православный батюшка, «человек человеку – бревно!». К счастью, в нашем мире ещё есть люди, которые все свои силы кладут на то, чтобы исправить и в себе, и в других вот это отличительное свойство современного человека – равнодушие.
Деревья и души
Однажды в храм Покрова, что в селе Недельном, отцу Роману Горелову пришло письмо из тюрьмы от человека, осуждённого на пожизненный срок. Кто дал ему адрес, неизвестно. — Письмо действительно глубокое, — рассказывает отец Роман, – написанное человеком зрелым, который находится на пути покаяния. И тогда, и сейчас я думаю, что это не фальшивка, написанная чьей-то рукой «под копирку». Я вижу здесь душу человека, который нуждается в помощи и поддержке. Между ними завязалась переписка, которая длится уже пять лет. И многое в том, что пишет этот заключённый, поражает даже священника.
— Мы, находящиеся на свободе, из-за каждой мелочи впадаем в уныние, в депрессию, начинаем плакать, роптать на Бога, а он, сидящий в тюрьме без всякой перспективы, умеет сохранять благодарность Творцу и покаяние в сердце, присутствие духа.
Эти письма я иногда перечитываю сам, для собственной духовной пользы, как урок и утешение!
Когда очень важно успеть
В год я «наматываю» на своей машине шестьдесят тысяч километров, как заправский таксист! — не отрывая взгляда от дороги, рассказывает отец Роман. — По делам прихода — в Калугу, в Москву, в другие города, да и просто по району. По одной вот этой трассе я наездил уже, наверное, больше, чем если бы проехал вокруг земного шара по экватору!
Батюшкина подержанная «Тойота» плывёт по российским ухабам словно на воздушной подушке.
— Эта машина, возможно, для некоторых людей вокруг была определённым искушением. Но я столько должен ездить по делам храма, что на отечественном автомобиле просто не мог бы этого сделать! Раньше у меня была «четвёрка». Она два раза у меня в этих ямах ломалась, а дело было зимой, и я чуть не замёрз в ней. По-настоящему, до смерти. А буквально вчера я вёз отца нашей прихожанки в больницу, в Малоярославец. И если бы у меня была всё та же «четвёрка», мы могли бы не успеть.
Душа заговора
Не выходя из машины, батюшка набирает номер на сотовом телефоне. Звонит в Малоярославец знакомому врачу по поводу одной из своих прихожанок. История простая до жути. Пожилая женщина упала, сломав шейку бедра. Вещь страшная, грозящая параличом нижних конечностей. Сделать нормальную операцию стоит сто двадцать тысяч рублей. Таких денег ни у кого не нашлось. Положили её в обычную российскую больницу, сделали обычную бесплановую операцию. Сломанный сустав начал гнить.
— К счастью, среди наших прихожан оказался человек, который устроил её на операцию в Военно-Медицинскую академию в Петербурге. Говорит, что бесплатно, но это он, наверняка, по скромности.
Но положение несчастной женщины такое, что потребуются ещё операции, ещё лечение. А боли не ждут. И вот на моих глазах неделинский батюшка договаривается с малоярославецким врачом, как бы устроить человека в больницу, чтобы ему обеспечили там нормальный уход, и какие лекарства нужны…
Всё это — маленькие кусочки того, что отец Роман называет «социальным служением батюшки», а известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич — «православным заговором». Это когда православные люди, часто даже совершенно незнакомые между собой, объединяются ради помощи попавшему в беду собрату по вере. Здесь, в Недельном, «душа заговора» — это отец Роман.
Не всегда это связано с вопросами жизни и смерти, иногда дело идёт просто о бытовой помощи. Установить пожилой женщине отопительный котёл в доме или даже всего лишь дать кому-нибудь совет по обустройству огорода — за этим многие жители Недельного обращаются именно к своему батюшке. И так все семь лет, начиная с 2002 года, когда молодой священник получил свой первый приход в восстановленном храме Покрова в селе Недельном. Храме, пожалуй, единственном в своём роде во всей России. А может быть, даже и во всём мире!
Распоряжение и промысел
Построен в 1804, отнят у церкви в 30-ых, «доведён до ручки» к 90-ым… Обычная биография не только этого храма в современной России. Зато необычной стала история его возрождения.
Всё началось с того, что «Газпром» выкупил в здешних местах санаторий для своих работников и важных встреч руководителей. Большие люди стали регулярно проезжать через Недельное, и полуразрушенный остов здешнего храма при этом никак не мог миновать их взоров. Зрелище было и впрямь неприглядным, и руководство компании решило создавшееся положение исправить.
Главную роль в этом сыграл ныне уже покойный Николай Никифорович Гуслистый, заместитель председателя «Газпрома». Храм восстановили меньше чем за год, хотя был он в таком состоянии, что многие считали, что гораздо проще построить на его месте новый. Но всё-таки церковь возродили практически такой же, какой она была двести лет назад. А заодно преобразили и прихрамовую территорию, да так, как нашим предками не снилось. Расчистили грязный, полузагубленный прудик возле храма, напустили туда карпов и карасей. Соорудили беседки, помосты, смотровую площадку, газоны. И посадили повсюду редчайшие в нашей полосе деревья и растения. Голубые ели, золотистые туи, барбарис, розы редких сортов. Перечислять долго, да и, чтобы запомнить всё, что там растёт, нужно быть ботаником. А ещё лучше — художником, чтобы запечатлеть в красках всё это разноцветье и разнотравье.
— Такого храма, чтобы было столько деревьев и кустарников редких пород, пожалуй, нет больше во всей России. Думаю, что не без промысла Божия владыка назначил меня на этот «садово-парковый» приход, ведь до поступления в семинарию я окончил сельхозакадемию, и моя первая профессия — учёный агроном.
Воспоминания о рае
Я с юности выращивал и прививал растения. Это меня, действительно, интересовало, этот труд на земле я считал и считаю трудом благородным, прямо заповеданным Господом Человек является в нём буквально со-творцом, творчество — это одно из основных качеств, вложенных в человека Богом. Здесь через познание твари можно прийти к познанию Творца.
Я отношусь к этому саду не как к обузе, а как к красоте, которую следует поддержать и приумножить. Человек, заходя на храмовую территорию, видит эту красоту, и она его как бы отстраняет от мирской суеты, служа преддверием храма. Этот сад — воспоминание об утраченном рае. И человек волей-неволей возвышается от житейских хлопот и забот к небу, к создателю этой красоты, к Богу, — убеждённо говорит батюшка.
В храме лежит огромная книга, чуть ли не в метр высотой. Её преподнёс один из благотворителей — Виктор Успасских, член сейма Литвы (!). Это единственная в своём роде церковная «Книга жалоб и предложений». На самой первой её странице оставил свой автограф Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, который лично освящал храм в 2001 году. А дальше… дальше на страницах этой книги-великана много-много всего. Слова благодарности и молитвы, просьбы помянуть раба Божьего такого-то и рабу Божью такую-то. Детской рукой пририсованы улыбающиеся солнышко и цветы. А на одной из страниц написано вот что:
«Этот храм — удивительное, красивейшее место на всей земле. Он пленяет всем: и величием, и убранством. Он — изумруд, скрытый от людских глаз под сенью калужских лесов. Он — чудо, которое невозможно описать словами. К такому великолепию невозможно привыкнуть. Здесь отдыхает душа». Подпись: «Мария».
Стань сначала человеком
О том, что в здешних краях отдыхает душа, прекрасно известно и отцу Роману, и его прихожанам. При храме действует небольшой детский летний лагерь в три смены. В нём отдыхают не только дети прихожан отца Романа, но и ученики воскресных школ из других городов, даже из Калуги.
— Дети у нас здесь живут на воздухе, и это очень важно, ведь воздух у нас здесь совсем иной, чем в Калуге, — рассказывает отец Роман. — Они участвуют во всех богослужениях, мы совершаем с ними паломничества в близлежащие обители, просто ходим в лес, на речку. В прошлом году ездили в Оптину пустынь, в Боровский монастырь. Конечно, устраиваем спортивные игры, несколько раз мы с ними ходили в местный спортзал.
К сожалению, в основном в этом лагере отдыхают дети прихожан и дачников. А вот местные ребятишки — это совсем особая история. И история невесёлая.
— Местных детей мы стараемся для начала хотя бы пригреть и накормить. Не все из них имеют дома даже нормальное питание! — признаётся мне батюшка.
— У нас, если взять детей 1-4 классов, почти половина — из неполных семей.
Для того чтобы человеку «обожиться», иному надо ещё сначала «очеловечиться». Нельзя прыгнуть через голову. Когда современные дети не знают ничего ни об отечественной истории, ни о родной культуре, как можно им говорить о чём-то духовном?
Я общался с детьми из православных семей, и могу сказать, что они гораздо глубже, у них шире интересы. А у «обычных» повсеместная неразвитость души.
Чтобы с ними говорить о Боге, нужно для начала пробудить их души. «Сначала душевное — потом духовное», — говорит апостол. И поэтому я стал заниматься с местными детьми спортом, чтобы отвлечь их хотя бы от явных грехов. Курения, наркомании, алкоголя…
Уроки по поиску выхода
Да, именно так — спорт. Несколько раз в неделю отец Роман снимает рясу, надевает тренировочный костюм и идёт на занятия с местными ребятишками. Ведь, помимо выращивания красивых цветов и деревьев, батюшка с юности увлекается ещё и настольным теннисом.
— Дети узнают меня на улице, здороваются. А ведь не со всяким учителем нынешний ребёнок поздоровается. Но пока, к сожалению, сфера нашего контакта ограничена, — сожалеет отец Роман.
Местная школа пошла ему навстречу. Один час в неделю батюшка ведёт у учащихся 1-4 классов историю Православной культуры. Старшеклассникам этого не положено: «большая занятость». Остаётся бороться за души первоклашек.
— Им ещё рано говорить о церкви и догматах. И поэтому мы с ними просто рассуждаем о добре и зле. Чтобы они поняли, что такое человек, каким он должен быть. Ведь современному ребёнку непонятны даже простые вещи.
Почему нельзя ругаться? Почему нельзя воровать? И чтобы они поняли — почему, мы с ними на уроках читаем добрые детские рассказы, которые говорят о вере, о молитве, ещё о чём-то. А потом мы с ребятами начинаем об этом рассуждать.
Часто темы для разговора мы берём из местной, сельской жизни. Особенно живо дети реагируют на такие пороки, как пьянство и наркомания. Для многих из них это животрепещущая тема. Родители, старшие братья…
Главное — наши уроки проходят не как усвоение суммы определённых знаний, не как Закон Божий, а как размышления, где же нам искать выход из трудных ситуаций?
Храм как награда
Хватает работы с детьми и в семье. Родители супруги отца Романа, матушки Елены, взяли на воспитание трёх мальчишек из детского дома. И на выходных, на летних каникулах ребята отправляются под опеку отца Романа и его главного помощника — матушки Елены.
— Здесь она моя правая рука: поёт в храме, принимает участие во всех мероприятиях, преподаёт в школе, помогает накрывать стол на праздники, когда приезжают люди и всех их надо накормить, — перечисляет батюшка. — Она душа нашего храма. Многие бабушки обращаются прямо к ней. Священник для них — высота недосягаемая для того, чтобы беспокоить его своими проблемами, — и они идут сначала к матушке Елене.
А встретились мы с ней по всем правилам «Домостроя»: «Ищи невесту не в хороводе, а в огороде». А ещё лучше — на клиросе. Именно на клиросе, в храме святителя Николая в селе Оболенском, мы с ней и познакомились…
Кстати, когда матушка поступала в Свято-Тихоновский институт, отец её думал, что она поступает в МГУ! Ведь экзамены в богословский институт проходили в одном из зданий университета! И когда папа всё же узнал, что дочь поступила не в МГУ, то воспринял это не очень-то дружелюбно: «Как это — моя дочь пошла в какой-то Тихоновский?! Лучше уж в «арбузолитейный»!» Это было определённым испытанием для неё. Но теперь её родители тоже верующие, как и мои.
А потом мы на лето взяли детей из детского дома, а так как у нас не было для них достаточных условий, мы после лета передали их на попечение в семью матушкиных родителей.
Ребятишки — трое братьев 8,10 и 12 лет. Из трудной семьи, конечно. Учились плохо, да и к нашей жизни привыкали не сразу. Пришлось с ними потрудиться. И здесь мы сделали, как мне кажется, очень удачный ход.
Дело в том, что в православных семьях распространена такая ошибка: родители заставляют детей ходить в храм… «Пойдёшь в храм!» — «Не пойду!» — «Нет, пойдёшь!»
А мы сделали так, что для ребят теперь, например, пономарить — очень большая привилегия. Кто лучше всех себя ведёт или учится, тот и войдёт в алтарь. И теперь они борются за честь помогать батюшке у алтаря. До того их успехи в учёбе были весьма незначительными, а теперь… Храм должен восприниматься ребёнком не как повинность, а как награда за его труды!
И еще о наградах
Существует в России межрегиональный фонд «Общественная награда». Кавалерами этих орденов стали в своё время многие видные деятели Церкви, в том числе митрополит Калужский и Боровский Климент. А 10 июля 2007 года серебряный крест ордена «За службу и доблесть» был вручён и протоиерею Роману Горелову. В наградной грамоте написано так: «За службу Отечеству по формированию гражданского общества и личный вклад в дело возрождения нации на основе нравственности и благочестия».
Источник: газета «Вера молодых», июнь 2009 г. Оригинал статьи.